Зачем я выращиваю симптом?

По материалам мастер-класса «Тайный смысл симптома»

 

 

Когда мы хотим что-то сделать, но не можем это сделать, то мы ищем того, кто это сделает для нас. Так и симптом – он что-то делает для нас. Если у человека есть симптом, то между человеком и симптомом всегда есть взаимодействие. Какая функция наличия симптома для человека, зачем он есть?

А.В. Зелинский

 

      Системное моделирование отличается от семейных расстановок тем, что нас не интересует внутренняя структура объекта. Мы не интересуемся структурой симптома. Нас интересует существование его, как некоего объекта и взаимодействие его с человеком, как с объектом. Мы смотрим динамику развития множества, без исследования внутренней структуры каждого объекта. Мы смотрим процесс преобразования, причем, динамический, текущий, все время меняющийся. Можно симптом разбить на элементы категории и тогда мы увидим, зачем вообще нужен симптом. Функция должна выполняться для того, чтобы был реализован некий смысл. И если человек реализовывает эту функцию через симптом, то поняв эту функцию, можно реализовать эту же функцию, но уже не через симптом.

Если человек находит варианты реализации этой же функции в окружающем мире, то ему не нужен симптом. Так как не бывает двух элементов, выполняющих одну и ту же функцию, то тогда симптом автоматически отпадает. Хороший эффект, например, в работе с онкобольными мы получали, когда менялась среда обитания: смена работы, уезд из города, оставление карьеры.

     Рассмотрим несколько примеров.

Например, Участник 1. Функция симптома – чтобы не стать преступником, не стать разрушителем я готов разрушать себя. Программа злости и агрессии – программа разрушения. Поэтому, чтобы не убить – я готов умереть сам. То есть я заболел, я чувствую себя плохо, успокоился.

     В связи с тем, что функция проявляется на теле, как симптом, и это только одно из полей его проявления, то такое проявление, должно проявляться во всем. Итак, где ты еще проявляешь это? Выпил, расслабился, лег спать. Другой момент - чтобы не проявить агрессию, начинают кушать, По крайней мере, я тогда спокоен, я отстранился, я отключился. Бегство - сесть на машину и проехать 1200 км, лишь бы оттуда подальше, а то бы порвал. Уйти в сон, как защитную реакцию. Сбежать, перегрузив себя работой.

     Функция будет выполняться в той или иной форме и в различных вариантах. Но не удовлетворенная функция, она так и остается неудовлетворенной. И переходит на уровень тела. Когда это что-то внешнее - я могу от этого уйти, отвернуться. А когда это уже со мной?

     Получение информации - это уже 90% работы. Если вы знаете, что менять, то само изменение занимает 5-10% времени. Техник изменений существует много.

     Одна из возможностей - не уходить, а встретиться с этим, дать функции завершиться. Мы уходим от функции разрушения, от проявления злости, агрессии, не завершив разрушение, и тогда возникает симптом. Один из вариантов, для Участника 1 - поменять работу, например, пойти на скотобойню резать бычков.

     Участник 2: К симптому превосходство, интерес, радость, а от симптома - радость и любовь? Что это такое? Какая функция?

     А. В. Зелинский: В связи с тем, что я такая классная, я вообще лучше всех, а таких «зазнаек» никто не любит и я в том числе. Поэтому единственная возможность, где на меня такую превосходную смотрят с радостью и любовью - создать себе связь с симптом, который выполняет эту функцию. Симптом - это возможность собой восхищаться и любить саму себя. Можно спросить, у тебя подруги есть? Они все такие же замечательные, как ты? Тебе надо, чтобы рядом с тобой была, маленькая, некрасивая, глупенькая, которая восхищалась тобой. Или можно завести собаку.

     Участник 2: А вот интересно. Раньше так и было, а теперь получилось, что все вокруг классные.

    АВ: Вот это и плохо. Это и породило симптом. Вернись к прежнему образу.

    Участник 3: Симптом - надежда, ожидание и детская радость, а я испытывают страх и обиду.

    АВ: То есть страшно и обидно быть взрослым человеком. А симптом позволяет вернуться в ребенка, о котором все должны заботиться. В данном случае функция симптома - уйти из взрослого человека, которому страшно и обидно, и попасть в беззаботного, беззащитного ребенка, которого все любят и обязаны помогать. В контакте с внешним миром, в ситуациях, где ей страшно, она должна

решать, а не может – она впереди себя выставляет вот этого ребенка, беззащитного, слабенького и прячется за него.

     Кстати, отсюда и такая детская требовательность. Как эту функцию можно реализовать?

Один из способов - такая магическая вещь, как дарить подарки себе в симптоме, подарки тому ребенку. Участник 3 через симптом требует это от внешнего мира, а на самом деле, завершить функцию можно только тогда, когда она это сделает для себя.

    Участник 3: То есть мне надо решать.

    АВ: Решение в том, что не подставлять ребенка под это дело и прятаться за ним, как за щитом, а развернуться и решать самой. Потому что он может тебя успокоить, а ты его поддержать.

Если вы действуете правильно, то события складываются и завершаются. Вас «колбасит» не завершенная цепочка событий. В мире люди придумывают или находят много разных законов. Есть очень простой закон - действие должно быть выполнено. Энергия должна быть превращена в действие. Причем, действие должно быть выполнено, как оно есть. Есть агрессия, есть препятствие, есть разрушение. Вы его должны выполнить. И тут отмазки, типа, я помолюсь, а я всех прощу, а я тут сейчас стану водой, я не буду замечать этот паровоз – не подходят, это все иллюзии.

     Есть простая метафора. Если вы берете спичку и коробку и чиркаете спичкой - она зажигается или нет, но вы продолжаете делать это действие. И она зажжется, если вы все правильно делаете. Правильная спичка, правильная коробка - зажигается. Она не текучая, она не гибкая, она просто зажигается. Все! Действие - результат. А вы начинаете философствовать. А вот если к спичке подойти и перед этим восемь раз поклониться, потом помолиться и попросить разрешение у духов огня. А вашу еду уже кто-то съел, поджарил, пока вы с одной спичкой возились. Это быстро - зажгли и забыли. А вот если вы будете возиться с этим, и будете неделю работать с этой спичкой, то к концу недели, может быть, и запалите. Но это будет результат уже не вашего действия, а результат высших сил.

     Любая незавершенная эмоциональная связь, она везде будет незавершенной. Я не говорю, что Участник 1 должен пойти и порубать кого-то топором. Но как реализовать это? Не уходить от раздражения, а идти к нему? Что будет? Что можно сделать? Понимаете, он же к раздражению и злости относится негативно, он же себя осуждает за это. Послал кого-то подальше, а потом мучается. Поэтому он лучше промолчит, отодвинется, успокоится, но тогда это становится симптомом.

     Но всегда есть возможность перепрограммировать. Что хорошего в агрессии? Вместо того чтобы отодвигаться от агрессии, когда он себя обвиняет? Что плохого в том, что я сейчас зажгу спичку? Загорится весь мир, весь дом? Или. Да, я зажгу спичку, я сварю картошку, я напою чаем.

     Давайте говорить о том, что симптом делает это движение незавершенным. Функция должна быть выполнена, но мы ее блокируем. Вот эта взаимосвязь должна быть реализована с внешним миром, но я себе не позволяю это делать с внешним миром и тогда я создаю некий симптом. Взаимодействую вот так с ним, когда мир на меня вот так. Этого я же не вижу! Обходной путь!

     Участник 4: Я к симптому - злость обида, а симптом ко мне - детское состояние, растерянность.

     АВ: Когда вокруг детское состояние растерянности и непонимания, у тебя злость и обида. Смотри, сестра звонит и мама звонит. И когда они, как дети ничего не понимают и просят какой-то помощи от тебя - у тебя злость и агрессия, но ты не можешь ее на них проявить. И тогда что надо сделать? Создать симптом, где ты будешь чувствовать по отношению к своему телу, к своим проблемам злость и обиду. Но от себя ты не уйдешь.

     Итак, смена должна быть на противоположное действие. Изменить ситуации с симптомом, это когда ты, например, идешь работать в детский сад, где сплошное непонимание и дети не знают что делать. А ты там не можешь проявить злость и обиду. Или ты умрешь, или ты поменяешь к этому отношение. И тогда поменяется ситуация с симптомом. Можно перепрограммировать себя на ту, которой очень интересно с теми, кто не может что-то понять и обращается к тебе за помощью. Вот у тебя сейчас что, понимание или не понимание? У тебя непонимание и ты растеряна! Но ты смотришь на меня с надеждой, что я сейчас объясню. А я не злюсь и не обижаюсь на тебя. Стать такой, как я и у тебя не будет проблем с гинекологией.

     Дело в том, что симптом - это показание того, что связь становится сильной. То есть она его все время подпитывает, она становится привычной. А раз привычная связь, то вы это должны чувствовать даже без наличия объектов, например, сестры, мамы. Вы это должны носить в себе, это должно быть близко, это должно быть в вас. Если от мамы, сестры можно отключить телефон, а от себя что отключить?

     Можно ли убрать все связи? Одна из формулировок, которую мы используем в системном моделировании: человек – это система, как структурированное множество. А множество структурируется связями. И процесс развития человека, это процесс развития, включения, выключения, управление связями. Свобода человека - это свобода управления связями. Ваше состояние активирует некие связи, если у всех людей будут одинаковые связи, то все люди будут близнецами. Как это создается? Почему кому-то нужна агрессия, кому-то нужна боль? Как это выбирается? Давайте скажем так, что для проявления любого человека должна быть сумма энергий, которые произведут некую работу, в результате получится продукт под названием - Я. Поэтому, изначально, для каждого будет свой коктейль.

     Участник 5: У меня - интерес и радость к симптому. У симптома тоже, интерес и радость только отношение ко мне как старшего, чем я.

     АВ: Когда мы испытывает одно и то же состояние, чаще всего, эта связь образована в утробе матери. Интерес и радость, с одной стороны, и интерес и радость, с другой стороны. Тогда симптом для того, чтобы поддерживать эту связь. Когда одинаковые состояния, то мы их не разделяем, пространство сворачивается в мир ребенка и мамы. Это застой, практически нет никакой энергии взаимодействия. И разрушение вот этого, должно вызывать тревогу. Это хорошая вещь, это классно! Но тревогу вызывает то, что мы боимся это потерять. И как может ребенок получить защиту мамы? Только переживая что-то плохое. Тогда мама сразу же рядом. Ловушка в том, что хорошее состояние счастья, очень напоминает состояние наркоманов. И когда ты чувствуешь себя плохо, то так чувствует себя наркоман в процессе ломки. Что с этим делать? Я думаю, что эту связь нужно закончить, завершить. Каким образом? Может быть через технику удержания. Только ее придется делать долго. Другой вариант - надо родить ребенка и поменяться местами. Когда есть маленький ребенок - тебе плохо не будет.

     Участник 6: Я – испытываю состояние страха, а симптом - упрямство и желание отдалиться и когда удаляется, то тогда – состояние превосходства.

     АВ: Ты уже это реализуешь на работе. Открыл фирму, закрыл фирму, удалился. Все - я закончил! И если бы ты это не делал, то симптом бы перешел в острую фазу. Тогда, ты был бы вынужден уйти через болезнь

     Это очень легко увидеть.

    Будущее уже случилось, но еще не произошло. Пространство события уже сформировано, и время определило порядок следования, порядок очередности, последовательность от случилось до произошло. И случилось это не с нами и не у нас. Это то, что мы даже можем не знать как факт, но это то, что пересекло нашу траекторию и оставило след, на который мы наткнемся в своем движении по пространству протяженности жизни. Встреча наших родителей это то, что случилось, но рождение, которое будет - это то, что еще не-уже произошло.

    Как увидеть, то, что случилось, что бы знать, каким будет произошло? Как изменить то, что случилось, что бы произошло, было иным или его не было вообще? Системное моделирование позволяет это сделать. И феномен чувствования, как природная способность человека, переживать случилось, как настоящее. И правильно построенная модель проявляет всю полноту того, что случилось, описывая смысл, как понимание того, что произошло. Если мы рассматриваем время как протяженное пространство, то становится понятным, почему то, что случилось в роду, в семье, проявляем мы в своей жизни как произошло.

     На самом деле симптом - это проявление связи и смысла. Эти связи уже образованы, они уже случились. Симптом произошел в результате случаев. Мы можем говорить об этих случаях, как о конкретных людях. И это то, что пытаются делать классические расстановщики. Давайте соберем информацию о том, что было. И это помогает. Человек сразу начинает доверять системе, когда информация совпадает: да, папа так поступал. Но эти связи устойчивы. Так поступал папа, так поступала мама, а человек так живет! И этот опыт привычных связей для него является смыслом.

     Важно менять весь объем. Ведь то, что случилось, уже случилось, и будет происходить, если мы ничего не сделаем.

     Можно попробовать увидеть связь с симптомом, как связь с конкретными людьми и в конкретных ситуациях. Где вы ведете себя, как симптом и кто тогда с противоположной стороны? А когда вы, как вы, то кто тогда ведет и чувствует себя, как симптом по отношению к вам. Попробуйте увидеть, в каких областях жизни вы проецируете эту связь. Симптом проявляется в мелочах, в мелких и незаметных привычках. По незаметности – это ниточки, а по эффекту удержания – это канаты. И вы

увидите совершенно другую реальность. Тогда вы увидите, где вы это поддерживаете, где корешки того, что начало расти внутри вас.