Йенс Магерл

Это первая статья о системном моделировании и его подходах, напечптанная на «родине» расстановок и написанная немецким специалистом Йенсом Магерлом. 
Я не был знаком со статьей до ее опубликования, но прочитав ее перевод, меня приятно поразила глубина восприятия и точно расставленные акценты. Йенсу удалось четко отметить ключевые особенности и преимущества метода системного моделирования. 
Публикуем эту статью с разрешения автора и надеемся, что она будет интересна различным специалистам, используещим в своей работе  системно-феноменологический подход. 
А. Зелинский.

 

Концентрация на существенном. Опыты с новыми формами расстановок из Украины.

Йенс Магерл
Перевод Анны Шмиговской (Германия)
 

1. От проблемы к решению

Мир меняется, расстановки тоже.
С тех пор как я познакомился с «классическими» расстановками в 90-х годах, многое изменилось.  Креативные люди развивали свой собственный стиль «по Хеллингеру», а так же и где-то возле него. Для особых запросов были разработаны особенные форматы. Расстановки специализировались и сгущались все больше.
И еще кое-что я наблюдал в своем окружении. Уже 2 или 3 года удается проще найти многие решения. Мы можем пройти путь от проблемы к решению значительно быстрее. Мне кажется, что коллективное сознание наполнено достаточным знанием о травме и горе, и ждет только следующего шага – исследование решения.
«Новый стиль» выделяется через определенную легкость. Уменьшается потребность в носовых платках. Даже в самых сложных темах можно прийти к решению без излишнего драматизма. Это поразительно, насколько глубина и легкость с недавнего времени подходят друг другу.
 

2. Встреча с Александром Зелинским

В моем поиске «решений» очутился я в приключении, которое длится по сей день. 
Осенью 2011 года, в Киеве, должен был состояться интернациональный конгресс по расстановкам, под названием «Системный фристайл». Александр Зелинский, один из организаторов, пригласил более сотни членов DGfS.
Так же и моя учительница Элиза Шюлер-Момбауер получила приглашение. «Это вроде соответствует твоем вкусу», - сказала она и сунула письмо мне под нос.
Конгресс был описан как «океан новых возможностей, новых людей и новых встреч». Так же была предложена возможность представить свои собственные методы и развитие в мастер-классах. Недолго думая,  я зарегистрировался и купил билет. После этого я три месяца ничего не слышал от организаторов. За неделю до путешествия я узнал, что меня будут рады видеть. Вечером перед отлетом у меня все еще не было адреса, только информация о том, что ищут человека, который бы меня забрал из аэропорта. 
И мне стало ясно, что либо я должен активировать свою радость к импровизации, либо остаться дома.
Короче говоря, я отлично добрался и окунулся с головой в «океан» чужого мира. Кстати, я был один «почетный гость» из Германии. Другие 200 участников приехали из Украины и России. Язык конгресса: русский.
Александр Зелинский  - это один из самых креативных умов на украинской сцене расстановок. Он в постоянном поиске более эффективного решения. В 2001 году он получил образование в Вислохском институте системных решений. Александр развил свой яркий стиль, основал школу и дает семинары за тысячи километров.
В течение четырех дней конгресса я посетил все его мастер-классы и следил буквально «за его руками». В ночных разговорах я пытался понять хотя бы часть этого чужого и в тоже время такого захватывающего метода расстановок.
 

3. Формы расстановок

На первый взгляд стиль Александра напоминает мне структурные расстановки, которые открыл Матиас Варга фон Кибед. Когда я об этом спросил Александра, он рассказал мне, что свои существенные формы открыл без знаний о работах Варга фон Кибеда. О нем он узнал позже и был поражен. «Это же классно!», - говорил Зелинский,  - «Матиас проложил один путь в поле знаний. А мы в Украине пошли быстро вперед и пришли к таким же результатам!»
Форма расстановок Александра полна логики и экономичности. В идеале в расстановке участвуют максимум 6 людей. Если больше, то есть опасность, что внимание рассеется. Некоторые расстановки имеют ось времени. Когда «карта местности» известна, которая лежит в основе каждой из форм расстановок, можно легко прочитать, то ли это тема из прошлого, то ли связана с настоящим или будущими событиями.
Ниже я приведу пример нескольких форм расстановок Зелинского. Лучше сказать: я опишу то, что я из этого понял. В большинстве своем многое стало понятно, только когда я сам попробовал. Некоторые моменты, возможно, я не понял, что-то же модифицировал под свое понимание. Еще некоторые моменты я вообще оставил, а что-то добавил. Я пишу здесь о своем опыте из моей практике, который я получил, используя методы Зелинского, подстроив их под себя и свой темперамент.
Расстановка «квадрат»
Эта форма для меня самая загадочная и наименее доступная из всего «волшебного сундучка» Зелинского. Но в то же время она больше всего меня завораживает. Она действует на глубинном уровне. Эта форма расстановки имеет пространственную и временную оси. Это оси были специально так названы.
Вести эту расстановку это очень ответственно. Ее строгая форма не дает участникам узнать саму историю. Здесь показаны внутренние процессы. Часто появляются сильные эмоции. 
Рабочие поля
Расстановка «квадрат» для всевозможных тем (от весеннего бриза до вихря). В первой фазе ставится диагноз. Это происходит очень быстро и четко с этим инструментом. Это можно использовать перед принятием важного решения, где видны все сильные и слабые стороны «проекта». 
Но с помощью этой формы расстановки можно анализировать гораздо больше, чем сильные и слабые стороны. С ее помощью можно во второй фазе произвести эффективные процессы изменения. Даже самые щекотливые темы могут быть «бережно» решены. Могут проявиться очень интенсивные чувства. Но при этом опасность ретравматизации минимальна. Эта форма расстановок – мой абсолютный фаворит, если речь идет о травмах.
Описание
Четыре человека стоят в форме квадрата, взгляд направлен на стоящего впереди. Эти четверо образуют «диаграмму», в которой и будет происходить расстановка. Диаграмма – это одновременно и силовое поле. Четыре точки остаются в течение всей расстановки на своих позициях. Поле между Да и Нет образует ось пространства. В пространстве находиться тема, речь о которой идет в расстановке. Поле между Не-Да и Не-Нет определяется как время. Пространство характеризует тему, о которой идет речь в расстановке. На оси времени мы видим личный процесс нашего клиента. 
Пятый человек ставится как Тема в диаграмму и должен найти свое место.
alt
Интересно так же поведение угловых точек. Там можно многое прочитать. Если сложность ситуации позволяет, то можно ввести еще шестого человека как Фокус. Тема и фокус проводятся через диаграмму и переживают различные процессы и преобразование. 
 
Пример 1
altФилиция закончила школу и хотела бы провести социальный год за границей. Но, несмотря на многие резюме, место она пока не получила. Возможно, есть внутренний тормоз, который препятствует движению вперед. 
 
Но прежде чем я расскажу дальше, остановим взгляд на нашей карте. Посмотрим на ось пространства. Да показывает сильные стороны темы, педаль газа, источник силы. Нет показывает слабые и нуждающиеся в защите стороны, тормоз.
Ось времени показывает на личный процесс. Он начитается в точке Не-Да и в точке Не-Нет его конец. 
Тема Филиции становится на оси времени недалеко от точки  Не-Да. Она чувствует себя неуверенно и слабо. Да и Нет имеют хороший контакт между собой. Ось пространства сильная. Это уже хороший знак для успеха компании. Слабая ось пространства (мало контакта между Да и Нет) может означать, что проект стоит «на слабых ногах». 
Так же контакт к Теме дружелюбный и хороший. Снова хороший знак. На оси времени все видится немного по-другому. Не-Да и Не-Нет почти не имеют контакта между собой.  Готовность к переменам не очень большая.
Тема стоит лицом к Не-Нет, колеблется между боязнью и желание, но большой страх к Не-Да, т.е. к началу личного процесса, повернуться. Диагноз понятен. Проект благоприятен и сулит успех. Но молодая девушка боится перед отъездом.
Мы начинаем фазу изменений.
Фокус вводится в диаграмму. В этом случае - это сама клиентка. (Конечно, можно было взять заместителя). Фокус ставим в центре и просим смотреть в глаза первой точке -  Да. Фокусу это дается очень сложно, несмотря на то, что Да благоприятно смотрит.
Здесь мы сталкиваемся с очень часто распространенным феноменом. Многие люди испытывают страх, приблизиться к своей силе. На этой стадии показываются различные виды сопротивления.
Мы отмечаем эту запинку, но хотим посмотреть, что же будет, если вопреки этому двинуться вперед. Я приближаю Фокус на один шаг вперед. И тогда происходит полное изменение настроения. Сейчас видно интерес. При следующем шаге Фокус испытывает волнение и радостное сердцебиение... и через несколько шагов дошло по полного единения. Клиентка в течение этих нескольких шагов пережила и прочувствовала разнообразие возможностей развития. Сейчас она связана с Да и должна «испить» ее.
Через какое-то время Фокус поворачивают. Она сейчас стоит спиной к Да и идет на контакт с Нет. С источником силы за плечами ей легко даются эти шаги. Но у Нет и у самой клиентки накатывает большая грусть. Очевидно, что здесь играют роль родители. Мы ставим родителей к Нет. Клиентка чувствует себя виноватой, потому что хочет «покинуть» родителей. Как только это было произнесено, все смогли расслабиться. Родители заверили дочь, что они будут счастливы, если она пойдет по своему пути. Как только это произошло, потекла энергия через ось времени (Работа Родителей завершена; заместители могут снова присесть).
Нет – это и тормоз, но так же и защита. Дочь чувствовала себя ответственной за благополучие своих родителей. После того как это «недоразумение» было разрешено, можно убрать тормоз.
Так же и Тема полна сейчас силы и не может дождаться, когда можно будет начать.
Остальное можно рассказать быстро. Филиция идет сейчас заряженная энергией по своему пути, по своему личному процессу. Внутренне путь очищен. Теперь она может идти по нему и «внешне».
Результаты
В расстановке у Филиции основной пункт лежал уже в диагнозе. В этом случае речь шла о абсолютно нормальных «безобидных» вещах без травматического подтекста. Процесс изменений нужно было только привести в движение и дальше все пошло естественно и быстро само по себе.
Главными пунктами были: 1) восприятие и принятие собственной силы и 2) покидание родительского дома.
 
Пример 2
У Роланда есть почти взрослая дочь, которая психически больна (маниакально-депрессивна). Дочь живет с папой дома. В своей маниакальной фазе она, а с ней и ее папа оказываются часто в неприятных и даже опасных ситуациях. Роланд хотел бы, чтобы его дочь получила помочь в одной из клиник, но все происходит очень медленно. Кроме того папа находится в постоянном сомнении.
Роладну сейчас нужна «быстрая помощь», чтобы подчерпнуть мужества для повседневной жизни. Я предлагаю ему расстановку «квадрат», в которой речь идет, прежде всего, о нем самом. Тема: конструктивный, приносящий выздоровление вклад Роланда в его жизнь с дочерью. (Для дальнейшей работы и других расстановок я советую Роланду поискать систематические причины симптомов дочери, так как это заболевание часто встречается в их семье).

alt

 Мы ставим диаграмму. Тема (= вклад Роланда) чувствует себя слабой и хочет спрятаться. Ось пространства особо бдительная и сильная. Ось времени слабая, интерес отсутствует.  Только у Нет имеется интерес к Теме, даже очень большой. «Это очень серьезно и очень важно», - говорит он.
Диагноз: Запрос Роланда очень важен, это видно по сильной оси пространства. Но его готовность к личным изменениям равна почти нулю.  Что-то должно измениться, но это должны другие сделать. Самая активная точка Нет – защита. Знание об опасности, в которой находится дочь, приводит процесс в действие. 
До этого момента расстановка длилась не более 3 минут. Все глубоко тронуты, присутствуют сильные эмоции в поле. Я отказываюсь от того, чтобы самого Роланда (или заместителя как фокус) ввести в диаграмму. Вместо этого я подвожу Тему к центру и прошу смотреть точке Да в глаза.  Тема не хочет и чувствует себя очень скучно. «Смотри, что произойдет», - говорю я и подвигаю Тему на маленький шажок вперед. 
В расстановках, которые направлены на решение, мы воспринимаем стратегии уклонения и желание убежать, мы чувствуем их и называем, но мы не даем им пространства для действия.
Шажочек за шажочком становятся эмоции все сильнее, энергетический уровень поднимается почти до болезненного состояния.
Точка Да почти на грани срыва. Срочно нужна поддержка. Я ставлю ему «хорошую, очищенную, благоприятную и добрую силу предков» за спиной, так сказать неисчерпаемый запас силы. Сразу же чувствуется улучшение. Точка Да снова полна сил. Все бодры. Все ждут следующего шага Темы.
Тема переживает всевозможное разнообразие чувств: скуку – страх – любопытство - интерес – любовь. Как только она прикоснулась к Да, исчезли все эмоции. Оба стали одним целым. Точка Нет расслабилась. Ось времени наполняется энергией.
Связь с Да – это условие для успеха компании. По-моему мнению, на этом месте происходят удивительные вещи. Здесь идет речь (безмолвно и на глубинном уровне) о связи с корнями, о принятии жизни. Здесь случаются наиглубочайшее, что вообще может произойти. (Условие, конечно, что расстановка нас привела на этот глубинный уровень).
Эту точку важно ценить и наслаждаться ею. Иногда встреча с Да - внешне не впечатляет. Но если она произошла от сердца, тогда самая главная часть путешествия удалась.
Сейчас подошли к пути от точки Да к точке Нет. С силой за спиной идет все хорошо. Точка Нет счастлива встрече с Темой и еще раз говорит, что здесь речь идет о чем-то очень важном.
Следующим этапом должна Тема пройти путь личного процесса (ось времени). Я ставлю Тему в середину лицом к Не-Да. И случается что-то неожиданное: Не-Да и Не-Нет фыркают и начинают трястись от смеха. Все в недоумении. Смех не подходит сюда. Теме очень стыдно и она хочет уйти.
Здесь просматриваются сразу две стратегии уклонения: смех и желание спрятаться.
Я подвожу Тему очень близко к Не-Да. Смех усиливается. Я прошу Не-Да сказать следующие слова: «Я боюсь». 
Сразу же становится тихо. «У меня такой страх, что у меня даже нет слов».
Сейчас мы соответствующе серьезны. Уровень энергии повышается. «Электростанция» за Да «светится».
Тема и Не-Да обнимаются. Точка Не-Нет не может дождаться, когда Тема к ней подойдет.
Сила и решимость проносятся по всей картине.
Роланд очень тронут.
Результаты
В этой расстановке речь шла об одной взрывной теме. Система была очень перегружана. Семья была знакома с психическими заболеваниями.
Диагноз был быстро поставлен. Главной задачей было медленное интенсивной сопровождающее продвижение вперед вопреки всем сопротивлениям. Идет речь о переживание различных состояний и эмоций без оценивания или удерживания. Внешне это только несколько шагов, но внутренне - попадаешь иногда в другой мир.
 
Пример 3
В этом последней примере я хотел бы только сделать зарисовку начала расстановки. Я хочу привести этот пример, потому что в начальной фазе показывается вся картина.
Жулиана хотела бы поработать над ее «страхом перед мужчинами». Она предполагает, что было какое-то сексуальное насилие в детском возрасте.
Мы расставляем квадрат. Временная ось особенно сильная. Желание работать над темой и делать при этом самой шаги так хорошо наблюдается, что я раньше такого не видел никогда.
Ось пространства выглядит совсем по-другому. Это точки, в том числе и Тема без контакта и «как в тумане». И это полностью соответствует обстоятельству дела. Что здесь изначально как слабость выглядит, на самом деле, это точное описание состояния. Здесь мы можем говорит о том, что запрос очень важен.
Здесь пример того, что нельзя работать схематично. Быть настороже и идти к тому, что показывается – это действительно и для этих расстановочных форм.
 
Триады
Эта форма очень похожа на «нормальную расстановку». Однако элементы здесь абстрактные. И у нас есть скрытой временной уровень. Сейчас больше об этом.
 
Рабочие поля
Расстановки с триадами подходят почти для любой темы. Сила этой формы в том, что из-за скрытого временного уровня можно считать информацию о происхождении проблемы. Поэтому триады хорошо подходят для расстановок о болезнях и симптомах.
 
Описание
Начало строится на формировании трех – триады. К этому ставится еще четвертая фигура как тема или фокус. Расстановка начинается обычно с 4 заместителями (триада + Х), при необходимости ставятся еще другие заместители. Заместители могут свободно двигаться.
Секрет всех триад в том, что везде есть прошлое-настоящее-будущее. Это замаскировано, чтобы заместители  меньше подвергались влиянию. Назовем нашу триаду 1-2-3 для начала.
 
Пример
У Ульфа хронические проблемы с деньгами. Мы ставим 1-2-3 и одного заместителя для него как фокус. Очень скоро вырисовывается картина, в которой все, как загипротизированные, смотрят на 1. В атмосфере витает полное оцепенение.  Мы берем заместителя для Денег. Деньги падают перед 1 на пол. 
О чем это нам говорит? 1 – это прошлое. Все смотрят на прошлое. С достаточной уверенностью можно сказать, что проблемы с деньгами связаны с каким-то событием из прошлого. После опроса мы выходит на связь с жизнью дедушки. После того, как мы над этим поработали, становится 2 (настоящее) к Фокусу, Деньги тоже. Все смотрят на 3 (будущее), 1 стоит как сила за ними.
 
Результаты
Времена должны смотреть в правильно направление, или же не будет порядка. Если будущее смотрит в прошлое, то в жизни переживается застой. Направление взгляда времен – это важный индикатор.
 
Какие есть триады?
(прошлое-настоящее-будущее – как секретная основа)
Причина-Условие-Последствие
Тело-Душа-Дух
Намеренее-Действие-Результат
Папа-Пинокио-Бревно (Здесь может речь идти о «стыдных» темах, в которых клиенты хотели бы существенное замолчать, например, при сексуальном насилии).
Я могу сам как хочу называть триады. Главное в этом – это секретный временной уровень. Названия – это вариации на тему времени. Если я придумываю триады, то важно, чтобы я сам четко знал, какая фигура за какое время отвечает.
 
Расстановка полярностей
Эта форма расстановки служит для того, чтобы кажущиеся противоположности под «одну шляпу» поместить. Расстановка полярности выносит мозг. Нужно это пережить.
Внимание! При этой форме расстановки мы должны следить за сильной реакцией. Поэтому следить с особым вниманием за признаками диссоциации и разрушения. Надо особенно следить за травмированными клиентами. Это наша (терапевтов) ответственность за принятия решения, кого из клиентов можно подвергать такому сильному опыту.
Тем не менее, иногда, это стоит того, чтобы идти до границы. С сильными инструментами можно многое двигать.
Рабочие поля
Полярные расстановки применяются, когда кажущиеся противоположности должны объединиться и интегрироваться. Условие для этого: клиент должен быть в стабильном состоянии.
Такие «противоположности» могут быть, например, Мама-Папа, Сердце-Мозг, Свет-Тень, Опасное для жизни-Способствующее для жизни...
Можно применять расстановку полярности как самостоятельную форму расстановки. Так же возможно ее применение в рамках «нормальной» расстановки.
Описание
Для начала ставятся оба «полярных» поля на расстоянии в несколько метрах друг напротив друга. Точно посередине стоит клиент.
alt
      Жизнь..............клиент..............смерть
Ведущий стоит «на чеку» возле клиента. Всегда следить за дыханием и сознанием.
Клиент не покидает своей точки на протяжении всей расстановки. Мы начинаем «подготовительную фазу» расстановки.
alt
      Жизнь..............клиент..............смерть
 
Для начала поворачивается клиент к одной из полярностей и смотрит в глаза. Затем ведущий молниеносно разворачивает клиента к другой полярности, так чтобы не было паузы для размышлений.
Ведущий спрашивает клиента, с какой из полярностей возникают более сильные эмоции. В нашем случаи, с Жизнью была более сильная реакция. Клиент смотрит на Жизнь и сейчас начинается сама расстановка. Она состоит из двух прохождений. При первом проходе смотрит наш клиент на Жизнь. 
alt
Клиент смотрит Жизни непосредственно в глаза, дышит и чувствует. И остается стоять на своем месте – все равно, что случится. Не спасаясь, не скрываясь, не убегая. Все происходит в тишине. По команде ведущего полярности начинают очень медленно сходиться. Они двигаются с одинаковой скоростью. Ведущий с вниманием стоит возле клиента. Если необходимо, останавливает движение щелчком, чтоб дать клиенту немного времени. Но потом движение продолжается. Вскоре стоят обе полярности так близко к клиенту, что они его касаются. 

alt

 Полярности обнимаются и притягиваются друг к другу. При этом может стать жарко. Полярности и клиент «растаивают» вместе. Картина напоминает бутерброд – клиент посередине.
После длительного зрительного контакта ведущий дает знак. Полярности начинают медленно расходиться, возвращаться на исходную точку. При этом зрительный контакт опять очень важен.
Все снова находятся в исходных позициях. Раньше, чем клиент начнет думать, его опять молниеносно поворачивают и теперь он смотрит Смерти в глаза. Начитается второе прохождение...
После второго прохождения все присаживаются. Только тогда можно снова говорить. Все участники делятся опытом.
Клиент обычно чувствует себя «новорожденным», т.е. исчерпанным, дезориентированным, растерянным, голодным и, надеемся, счастливым тоже.
 
Результаты
Для расстановки полярности нужно мужество. Может стать очень горячо, как в печке. Разум перегружен тем, что противоположности расплавились. Для этой работы активируется новая инстанция. Кстати, для философа Кузанус (Николай Кузанский)Coincidentiaoppositorum – слияние противоположностей – это описание бесконечной первоосновы всего сущего – имя Божье.
 
Параллельные парные расстановки
Рабочие поля
Параллельные парные расстановки применяются, когда одна и та же проблема с разных углов зрения должна рассмотреться. В большинстве случаев имеется в виду любовные отношения в паре. Но так же и для других парных отношений может эта форма расстановке очень помочь: отношение братьев и сестер,  конфликтный партнер и т. д.
Параллельные парные расстановки помогают привнести справедливость, т.к. обе точки зрения рассматриваются одновременно и равнозначно. Поэтому клиенты могут включиться в процесс более расслабленными, чем в одноколейной парной расстановке.
Кстати, эта форма расстановки отлично подходит для поддержания процесса медиации.
 
Пример
Анне и Паул женаты уже более 30 лет. Их отношения завязли. Это информация, с которой мы начинаем работаем.
alt
F = жена
М = муж
 
«Игровое поле»  делится на две части. Каждая часть работает для себя. Левая сторона расставляется женой, правая – мужем. Заместителям нельзя двигаться, они стоят на расстоянии нескольких шагов друг от друга.
 
1.  Исходное положение
Я начинаю с опроса в левой части (расставленной женой).
М1 смотрит с интересом на F1. 
F1 недовольна. М1 должен наконец-то двигаться. Ярость. С каждым взглядом ярость становится сильнее. М1 должен что-то делать наконец!
М1 начинаем чувствовать себя нехорошо. Ему мешает давление, которое идет от женщины.
 
Теперь опрашиваем поле, расставленное мужем.
М2 смотрит с симпатией на F2. F2 уставшая. Здесь видится намного больше удовлетворенности, чем в другом поле. Кроме того М2 начинает волноваться о развитии в другом поле.
 
2. Движение
Я прошу M1 иF1 сделать по одному шагу друг к другу. У обоих появляется страх, особенно у F1, которая так этот шаг требовала.
М2 и F2 очень взволнованы и почти не могут двигаться из-за внутреннего напряжения.
 
3. Через границу
Сейчас есть хорошая возможность расширить горизонт. F1 идет на контакт с M2 и М1 - с F2. То, что со старыми партнерами нельзя было представить, получается с новыми проще. Происходит движение в старое назначение ролей. Можно проследить целый ряд маленьких аспектов изменений. 
alt
В общем, в начале у нас была картина, которая в значительной степени связана с назначением ролей в повседневной жизни, т.е. с внешним слоем. После «пересечения границы» мы оказались в более глубоких слоях. Здесь мы уже по другую стороны от вины.
 
4. Обратно через границу
Теперь мы опять в старой игре, но при этом с расширенным восприятием. F2 и М2 почти не могут двигаться из-за напряжения. Сейчас открывается сердце мужчины в большой любви. Так же женщина полна мужества сделать шаг. Когда же она начинает чувствовать любовь своего мужа, она застывает. Ее только что проснувшаяся радость к движению трансформируется в стену. Стена растет вокруг нее. Она чувствует себя замурованной в башне.
Я становлюсь рядом с F2 для поддержки. На какой-то момент я с помощью «волшебства» делаю башню прозрачной и вытаскиваю женщину на свободу, на шаг ближе к М2. Башня сейчас стоит за спиной женщины.
Но видно, что мой фокус – это не решение, т.к. у женщины тут же, вокруг таза, вырастают доспехи. Она говорит: «Я не дам себя трогать. У меня страх перед этим. Я ранима. Без защиты я проиграю».
 
5. Я и я
Зачастую встреча с самим собой – это запоминающийся опыт.
alt
F2 представляет сейчас собой ранимого, требующего защиты, ребенка. F1 – это взрослая, которую маленькая девочка крепко обнимает. Только когда они оказались в «безопасности», все расслабляются.
Так же оба мужчины следуют за этим бессловесным процессом. 
Еще во время расстановки Анне подходит к своему мужу и говорит: «Спасибо!».
 
Результаты
В этой расстановочной форме можно четко проследить движение от поверхности к зерну.
В начальной картине мы видим внешний слой, роли, защиту. Т.к. есть две разные картины, то изначальная картина ставится под вопрос. Требуется ускорению на пути к знанию.
Через разнообразные «возможности комбинации» становятся видны различные аспекты личности. И при каждом новом знании изменяется общая картина. В конце становится ясным, что отношение к себе самому – это основа для отношений к другому.
 
Предложение к эксперименту
Что бы было, если применить три «игровых поля»? Поле 1 и 2 как и было для конфликтных партнеров, поле 3 для «реалистичных потенциалов», которые содержат первые два поля. Это привело бы от напитанного потенциала к новым возможностям комбинации. Через то, что мы источник силы вносим в поле, могут некоторые «старые тачки» опять начать ездить. 
 
Виртуальный сканер 
Эта расстановочная форма полна сюрпризов. Условием является хорошие способности восприятия у ведущего и заместителей. Самым эффективным кажется мне, если при этом будет мало разговоров. Медленность и осторожность - это два важных ключа. В виртуальном сканере есть линия времени.
 
Рабочие поля
Здесь мы рассматриваем шансы и риски внешних и внутренних проектов. При сканировании идет речь о «пространстве возможностей». Например, я могу для проекта, который я запланировал, просканировать «пространство опасности». Я «прочесываю» пространство с особой тщательностью и ищу при этом возможные слабые точки или камни преткновения. 
Начальные вопросы звучат так: «Какой проект я хочу просканировать?», «Какое пространство я беру?», «Что я там ищу?».
 
Описание
Как строится сканер?
alt
  1 2 3 4 5 
                  Будущее
    Фокус   Настоящее
                  Прошлое
 
Фокус стоит точно по середине. В течении первой фазы расстановки он остается там неподвижно стоять. Перед ним лежит область будущего, сзади – прошлого. Линия, на которой он стоит, настоящее. По внешнему краю поля стоят 5 Потенциалов, повернутые лицом к Фокусу. По команде ведущего начинают потенциалы очень медленно и собранно идти через пространство. Они должны чувствовать, на каком месте они могут быть использованы. Для этого им дается время испробовать различные возможности. Все очень медленно и медитативно. Этот вид расстановки можно хорошо проводить в стиле «движение души».
Когда первая фаза завершена и отдельные потенциалы заняли свои места, есть отправная точка, на каком временном уровне мы должны работать. Сейчас может двигаться и фокус и идти к отдельным точкам.
 
Молчаливая работа может вывести нас на уровень понимания. Иногда случаются очень осторожные касающиеся встречи между заместителями, но без называния того, что они замещают. Этот вид расстановки может достичь большой глубины.
 
Иногда требуются прагматичные результаты. Тогда опрашиваются заместители и узнается, что они замещают.
 
Пример 
Одна маленькая организация находится перед «перестройкой» и хочет знать, есть ли вещи, которые для успеха особенно важны. Мы сканируем «пространство важности» для предстоящего времени. Фокус – организация. Потенциалы проходят медленно по полю. От 2 и 4 исходит срочность, необходимость. Они очень сердиты друг на друга. Через опрос узнается, что речь идет о двух основателях организации, у которых есть неразрешенный конфликт. Конфликт кажется значительней и взрывоопасней, чем это осознавалось до этого. Когда же оба показали готовность работать над решением, все расслабились. (Сразу после расстановки попросили о проведении медиации).
alt
 
5 – это тема финансов, которая  хочет разрешиться в ближайшем будущем. Когда Фокус раздраженно отворачивается, все становится плохо. После различных интервенций становится Фокус к 3 и получает аплодисменты. 3 – это успехи в организации, которые, наконец-то, оценили. А 1 – это корпоратив в ближайшем будущем, в котором успехи и общие усилия должны быть отпразднованы.
 
Результаты 
Эта форма расстановки имеет что-то нежное, если ее медленно и аккуратно проводить. Всем участникам становится хорошо от мягкого движения через систему. Сканер может принести скрытое и удивительное в сознание.
 

4. Потенциалы и камни преткновения

Во всех это методах спрятан огромный потенциал. Мы получили пару новых красок, которые хотят обогатить нашу расстановочную структуру. Я сам убедился в эффективности этих новых форм расстановок, во-первых, как клиент и затем, как терапевт. Процесс направлен на решение. Даже  самые щекотливые темы могут быть проработаны без особого драматизма (и без ретравматизации). Строгие рамки вынуждают к концентрации на существенном. Логические конструкции предлагают быстрый доступ к информации. В общем, все очень компактно и заряжено энергией. Как луч лазера.
 
Но чем острее инструмент, тем внимательней надо с ним обращаться. Описанные методики требуют привыкания. Из-за высокого уровня абстракции участники мало что понимают из происходящего. Все сжато. Есть только совсем немного драматический семейных историй; некоторые будут скучать о «большом кино». Сильно много абстракций – это скучно. 
Расстановщик получает немного другую роль. В его руках лежат теперь «монополия на информацию» и «суверенитет на интерпретацию». Это означает много силы! Чтобы с этим хорошо обходиться, ведущий должен обладать хорошей долей покорности и человеческой зрелости. Клиенту нужно мужество и доверие, чтобы принимать участие на скорости, силе и непрозрачности процесса. Устойчиное отношение к терапевту особенно важно.
Ведущий хорошо делает, если он отдельные шаги тщательно объясняет. Это дает участникам возможность действительно принимать участие в процессе. Во всеобщих интересах стремиться к максимальной ясности. 
По-моему опыту, группа очень ценит смесь привычного с новым.